Налоговики и Конституционный суд разошлись во взглядах на реализацию опубликованного 1 марта постановления КС по делу ООО «Парус», запретившего возлагать на добросовестных налогоплательщиков ответственность за размещение госорганами неактуальных сведений в кадастре.
Источник “Ъ” в налоговых органах говорит, что в службе воспринимают решение КС как относящееся к периоду до применения регионами закона о кадастровой оценке — и оно не мешает взыскивать недоимку с землевладельцев, уплативших налог в соответствии с данными ЕГРН. Источник в КС говорит об универсальности позиции о приоритете реестровой записи и считает, что суд подтвердит это при новых обращениях.
Коллизия возникла из-за толкования пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса (НК), по которой «налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений ЕГРН» о принадлежащих им земельных участках. Налоговые органы и суды, включая Верховный, сочли, что это требование не относится к случаям, когда зафиксированная в ЕГРН по решениям комиссий по рассмотрению споров или судов кадастровая стоимость оказывалась ниже результатов государственной кадастровой оценки (ГКО), установленных властями субъектов РФ, но не внесенных вовремя в ЕГРН.
В таких ситуациях налоговики взыскивали с юрлиц недоимки, что не раз приводило к спорам в арбитражных судах. Проблему усугубляли дефекты прежнего регулирования, при котором возможности властей регионов проводить ГКО еще не были ограничены тремя годами. В результате обращение в комиссию по спорам или в суд оказывалось для истцов бесполезным: местные власти успевали отменить пониженную при оспаривании оценку и установить новую завышенную, которая вступала в силу уже после решения комиссии или суда.